ВВОДНЫЕ О ПРОЕКТЕ
После переезда заграницу мне пришлось учить испанский, мой уровень был зеро. В поисках сервисов, которые могли бы облегчить изучение языка я обнаружила, что в сторах сейчас нет хороших приложений, которые помогали бы вести свои собственные словари, записывая слова как хочется. Поэтому мы я решила сделать своё, чтобы помочь и себе и людям
Спроектировать, а затем разработать приложение, которое поможет людям собирать иностранную лексику в свои словари и тренировать слова из них в игровой форме. Предполагается, что MVP версия будет включать только словарь и тренировки, но в дальнейшем возможно внедрение новых функций: планирование, заметки, новые виды тренировок.
01.
ПРОБЛЕМА
Это проект будет проходить в формате разработки «для себя», т. е. не уйдёт к заказчику, а останется под контролем двух заинтересованных человек: меня и моего напарника — мобильного разработчика. В рамках этого кейса я участвую во всех аспектах разработки продукта: интервью, гипотезы, проектирование, визуальный дизайн
02.
РЕШЕНИЕ
03.
КОМАНДА И РОЛИ
БЕНЧМАРК
Я начала с анализа конкурентов, чтобы понять картину на рынке и определиться с функционалом приложения
После мониторинга аппстора была сделана выборка из 10 приложений с функционалом записи и тренировки иностранных слов
1. Понять, кто наши основные конкуренты
2. Определить, какой функционал на рынке является базовым, а какой станет конкурентоспособным преимуществом
3. Каковы наши позиции относительно конкурентов?
4. Какой общий уровень дизайна в нише?
ВОПРОСЫ
Составила сравнительную таблицу по функционалу, где поделила все фичи на 3 группы
БАЗОВЫЙ
(уже предлагают все конкуренты на рынке)
РАСШИРЕННЫЙ
(реализовано третью рынка, преимущество)
УНИКАЛЬНЫЙ
(реализовали 1–2 конкурента)
Чтобы понять, что людям нравится, я также обращала внимание на отзывы в сторе
Некоторые решения разработчиков относительно и дизайна, и механик взаимодействия с интерфейсом, вызывают сомнения. Однако приложениями пользуются. Отзывы помогут понять, что важно для людей
Выводы по отзывам
  • Больше всего люди ценят простоту и лаконичность. В положительных отзывах часто фигурирует формулировка «ничего лишнего»
  • Люди мало обращают внимание на дизайн в отзывах, хотя у многих приложение он желает лучшего. Могу это связать с тем, что в этой нише своих словарей сейчас маленькое предложение и люди вынуждены пользоваться тем, что есть. Это очень хорошо для нашего приложения, потому что такую конкуренцию легко будет выиграть
  • Людям важна качественная озвучка
  • Люди хвалят разнообразие тренировок
  • Люди недовольны, если они получают без подписки слишком мало
  • Плохие механики поиска и сортировок вызываю много негатива
Я разложила конкурентов по экранам на 9 ключевых сценариев
По итогу собранных скринфлоу были сделаны выводы по каждому приложению-конкуренту и собраны good и bag practice. Это поможет нам не делать элементарных ошибок и даст идеи в проектировании и для функционала для MVP и в последующих релизах
подписка
просмотр статистики
работа со словарём
наполнение профиля
тренировки
вид главного экрана
настройки
добавление слов
вход и онбординг
Чтобы понять распределение конкурентов я построила координатную плоскость с осями «стоимость-функционал»
Мы видим, что два приложения с наибольшим количеством подписок (большие кружки — Quizlet и reword) имеют хороший современный дизайн. Другие же приложения, с функционалом не хуже, а ценой — ниже, имею посредственный UI
Напрашивается умозаключение, что дизайн для современного пользователя настолько важен, что он отражается в разнице в миллионах подписок. С приятным дизайном UX-ошибки и не слишком понятые сценарии становятся менее заметными, а с устаревшим — вызывают желание найти что‑то более удобное и современное, пусть и менее функциональное.
На первый взгляд кажется, что ниша многофункциональных и недорогих приложений переполнена, ну куда ещё и нам туда. Но есть нюансы.
Выводы по оценке конкурентного окружения
  • У большей части приложений есть перекос в сторону функционала без заботы об удобстве их использования пользователем и визуально приятном дизайне
  • Нашим конкурентным преимуществом может стать связка продуманного UX в сочетании с современным аккуратным UI
  • Компании, которые заботятся о визуальном дизайне, имеют успех у пользователей
  • Продвинутый функционал без хорошей визуальной реализации может быть экономически бесполезен, если есть в конкурентном окружении те, у кого дизайн лучше, а функций — меньше.
  • Оптимальная цена 150–200 р/мес.
ГЛУБИННЫЕ ИНТЕРВЬЮ
Прежде чем принять окончательное решение по составу MVP, я провела глубинные интервью с 5 целевыми респондентами
Узнать опыт пользователя, что, как и почему он использует для ведения словарей сейчас.

Узнать привычный порядок действий для пользователя по задуманным в приложении сценариям:

  • добавление слов
  • тренировка
  • статистика
Цель интервью
Сформулировала гипотезы и выбрала вопросы, с помощью которых я буду их проверять. Разделила вопросы для тех, кто использует бумагу и для тех, кто предпочитает диджитал-способы ведения словаря
ГАЙД К ИНТЕРВЬЮ
Подойдут:

  • Люди, которые изучают иностранные языки и ведут словарь новых слов хотя бы 2−3 месяца (в приложении, на бумаге, любым другим способом)

Не подойдут:

  • те, кто учат язык, но не ведут словари сами
ЦЕЛЕВЫЕ РЕСПОНДЕНТЫ
Чтобы найти людей для интервью, я выложила приглашение в специальном кастдев-чате в Телеграме и в чате курса по продуктовому дизайну, который проходила. Набрала 6 целевых респондентов
Рекрут респондентов
Некоторые из респондентов поделились тем, как они ведут свои словари
После проведённых глубинок получила по выдвинутым гипотезам такой расклад
У бумажных способов ведения словаря есть преимущества, которые можно будет превратить в фичи и переманить на них «бумажных» пользователей
ГИПОТЕЗА 1
✅ Подтвердилась
Респонденты, которые используют бумагу, называют преимуществами бумаги вещи, которые можно превратить в фичи
Люди используют диджитал-способы по определённым причинам, узнав которые мы сможем усилить наше приложение
ГИПОТЕЗА 2
✅ Подтвердилась
Самое главным преимущество цифровых способов ведения словаря для пользователей — это тренировки и портативность использования
ГИПОТЕЗА 3
Возможность описывать слово в словаре детально (не только перевод) будет стимулировать людей собирать свою лексическую базу в нашем приложении
✅ Подтвердилась
6 из 6 хотят добавлять детали. Обязательными к слову считают перевод, разные значения, если слово многозначное, артикль, свои пометки и др.
ГИПОТЕЗА 4
Пользователей привлекут в наше приложение разнообразные возможности редактирования текста (маркёры, цвета, жирности, курсивы, подчёркивания)
❌ Не подтвердилась
2 из 5 пользователей упоминали о том, что используют цвет для выделения в своих записях. Остальные не отмечали, что такая возможность для них важна
ГИПОТЕЗА 5
Возможность делить слова на темы поможет пользователю структурировать свои записи и привлечёт их к использованию приложения
✅ Подтвердилась
4 из 5 респондентов используют группировку слов:
  • по частям речи
  • по источникам (статья, фильм)
  • по темам из учебника, курса
ГИПОТЕЗА 6
Функционал быстрого добавления слова (без деталей) сделает использование приложения более удобным и частым
✅ Подтвердилась
4 из 5 респондентов для быстрого добавления слова люди используют избранное или запись только одного слова, чтобы вернуться к нему позже (например, заметки), скриншот
ГИПОТЕЗА 7
Если добавить в приложение тренировки по повторению, это будет стимулировать пользователей пользоваться приложением постоянно
✅ Подтвердилась
4 из 5 постоянно повторяют слова:
  • в приложении (слово-перевод, перевод-слово)
  • просто просматривание
  • составление своих примеров и др.
ГИПОТЕЗА 8
Возможность просмотра статистики будет мотивировать пользователей на изучение слов именно с нашим приложением
❌ Не подтвердилась
Ни один не использует для оценки своего прогресса количественные методы. Отмечают успех в изучении лексики как её непосредственное узнавание и применение в контексте
Выводы по глубинкам
  • На интервью респонденты говорили о том, что действительно не смогли найти подходящее для себя приложение для ведения словаря и пользуются тем, что есть, от безысходности, даже если приложения «кривые-косые» (цитата)
  • Казалось важным, чтобы у пользователя была свобода оформления, однако в интервью мало кто акцентировал своё внимание на этом. Это говорит нам о том, что фичи с кастомными записями, можно отложить
  • Планировалось под статистику сделать отдельный таб, однако ни один из респондентов не сказал, что ориентируется на количественные показатели при оценке успеха в изучении лексики
ОТБОР ФИЧ
После исследований я собрала пул из фич, чтобы обсудить их с моим разработчиком. В итоге остался самый минимум
В самой первой итерации мы осознанно не предусматриваем регистрацию и профиль пользователя. Чтобы внедрить учётные записи и регистрацию нужен бэкенд. Для начала достаточно сделать локальное хранение данных на телефоне, чтобы ускорить выход в стор и получить фидбек от мира
Список фич для MVP v 0.0.1
  • Добавление и редактирование слова, перевод и определение
  • Тренировки
  • Статистика (количественная: количество добавленных слов и лексем)
  • Возможность делить словари по языкам
  • Быстрая запись в 1 клик
  • Можно добавить несколько своих значений (лексем)
  • Алгоритмы интервального повторения
  • Дата записи слова
  • Переносить слова из одного в другой (между языками)
  • после тренировки просмотр ошибок
  • Правильность ответа и цветовым кодированием и словами
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
После сбора требований я составила простую CJM (только нужное), чтобы понимать по какому пути пойдёт пользователь
ПРОТОТИПИРОВАНИЕ
Я построила lo-fi прототипы в формате скринфлоу, чтобы видеть весь сценарий от начала до конца
Сразу прописывала UX-инструкции, чтобы снизить аналитическую нагрузку, когда я уже буду делать дизайн
Отрисованные макеты я также сложила согласно сценарию, чтобы логическую схему могли удобно читать все, кто работает над проектом
При проработке макетов я решила следовать горизонтально по сценарию, а по вертикали — отражать состояния экранов.

Экраны сопровождаются текстовыми инструкциями и стрелками.

Состояния элементов (hover, loading) разработчик смотрит в дизайн-системе
Понятно, что большая часть людей учить популярные языки большой десятки. Они вынесены отдельно. Однако лишать людей свободы выбора языка будет неправильно, у многих мотивы изучения прикреплены к стране, культура которой им нравится. Например, в моём случае, я учу испанский, но меня интересует не Испания, а Латинская Америка
ДОБАВЛЕНИЕ ЯЗЫКА
ЭКРАНЫ
Особенностью флоу добавления языка является возможность добавить свой язык и флаг
Суть фичи быстрого добавления слова в том, что мы можем добавить слово в 1 клик, не заполняя никаких допполей (перевод и пр).
Юзкейс: добавить слово на ходу, даже одной рукой, когда нет возможности и времени расписывать детали. Например, еду в метро, потребляю контент, но проработать слово хочу дома, когда будет время
СЛОВО В 1 КЛИК
Работа со словом, добавление к нему значений, проходит карточке слова
В MVP версии можно добавить к слову 2 детали: перевод и определение — вещи, без которых словарь существовать не может
Обсуждая приложение, мы придумали идею для тренировки не карточками, как у многих конкурентов, а в виде чат-бота
Это классно вписалось в концепцию, потому что на логотипе приложения — капибара, она и может стать маскотом для подобных идей
Тренировка в формате чат-бота
Люди на интервью дали понять, что не оцифровывают свой прогресс, поэтому статистика сделана простой — это счётчики, которые будет недорого запрограммировать
В настройках закреплена юридическая информация, управление языками и выход в стор для оценки
Также есть возможность написать разработчика на почту, чтобы оставить обратную связь. На первых порах важно отслеживать реакции пользователей, адекватно и адресно на них реагировать, чтобы не ронять лояльность
НАСТРОЙКИ
ПЕРСПЕКТИВЫ И НАДЕЖДЫ
Сейчас приложение находится на стадии разработки по моим макетам
Большие надежды на его монетизацию через рекламу. Если приложение начнет приносить доход, то появятся ресурсы на расширение функционала (хочется заметки и планирование, больше деталей к слову) и внедрение подписной бизнес-модели
Made on
Tilda